Как поступать?
Трудно представить, что пассажир путешествует без багажа. А с багажом, как известно, может приключиться все, что угодно: потеряли, вскрыли, испортили, перепутали. По сравнению с финансовым кризисом, конечно, ерунда - но все равно не очень приятно. Что делать, когда с сумками и чемоданами случилось несчастье?
Ситуация первая:
Потеряли.
Вы стоите в аэропорту возле транспортной ленты и ждёте, когда появится родной чемодан. Ваши спутники свои пожитки уже получили, а ваших нет как нет. Через час-другой Вас явно посетит догадка, что багаж потерялся. И правильно. Не пытайтесь заняться поисками самостоятельно, а немедленно идите в представительство авиакомпании, рейсом которой прилетели. Именно авиакомпания несёт ответственность за багаж пассажира, и только она в случае чего компенсирует потерю. Если же Вы оказались в какой-нибудь богом забытой стране, где нет представительства вашей авиакомпании, тогда отправляйтесь в офис той компании, которая является национальным перевозчиком этой страны. И не важно когда с вами приключилась неприятность - днем или ночью: представительства авиакомпаний работают в аэропортах круглосуточно. В офисе Вас попросят предъявить билет с наклеенным багажным купоном и подробно расспросят о том, какого цвета, размера и формы был ваш чемодан, имел ли он особые приметы, а также поинтересуются его содержимым. Составят акт о потере и начнут искать. Если авиакомпания приличная и дорожит своей репутацией, то Вам будет выделен небольшой, но совершенно безвозмездный кредит - чтобы было на что купить новые предметы первой необходимости: зубную щетку, расческу и пару свежих носков. На крупную сумму не рассчитывайте, но долларов 50 получите. В первую очередь можно предположить, что Ваш багаж либо не загрузили в самолет в аэропорту вылета, либо загрузили в самолет, но не в ваш. Если это так, то на поиски и возврат багажа уйдут одна - три недели. Причем поиски могут существенно облегчить специальные багажные бирки, которые большинство авиакомпаний выдает пассажирам перед регистрацией на рейс и которые привязываются или приклеиваются к вещам. Обычно на бирках пишутся фамилия и имя владельца багажа, его домашний адрес или контактный телефон. Не пренебрегайте этим предложением. Большинство компаний старается не выплачивать денег в первые 24 часа. После 14 дней отсутствия багаж считается потерянным, и пассажиру выплачивается компенсация. По Варшавской конвенции обязательная минимальная сумма составляет $22 за килограмм, и перевозчики очень редко платят больше. Причем авиаперевозчику абсолютно все равно, чем были забиты ваши чемоданы и сумки - старым бельем или дорогостоящими вечерними туалетами. Поэтому советуем не сдавать в багаж фотоаппараты, видеокамеры, дорогие ювелирные украшения и другие ценные вещи - в полном объеме компенсировать их потерю авиакомпания не обязана. Однако если у Вас всё же сохранились чеки на купленные вещи, авиакомпания может частично или даже полностью выплатить Вам за эти вещи деньги.
Ситуация вторая:
Вскрыли.
Но иногда случается, что багаж не потеряли, а вскрыли и вытащили самые ценные предметы. В этом случае также надо обращаться в авиакомпанию. Дальше события будут развиваться по аналогичному сценарию (смотри ситуация первая) : Вы предъявляете билет с наклеенным багажным купоном и подробно описываете украденное. В качестве вещественного доказательства необходимо предъявить чемодан с сорванными замками или разрезанным корпусом. Авиакомпания составит акт о краже и направит его в свой центральный офис. Будет проведено расследование, и специальная комиссия решит, на какую сумму выплатить вам компенсацию.
Ситуация третья:
Испортили.
Вы стоите в аэропорту возле транспортной ленты и ждете, когда появится родной чемодан. Чемодан, наконец появляется, но сильно обезображенный: замки испорчены, корпус изрезан, ручек как не бывало. Не оставляйте это дело, а идите разбираться в представительство авиакомпании, самолетом которой прилетели. Авиакомпания в лице компетентных сотрудников посовещается и решит, на какую сумму причинен ущерб. Либо вам дадут денег на покупку нового чемодана, либо - на ремонт испорченного. Сумма компенсации зависит исключительно от решения авиакомпании, которое в большинстве случаев обжалованию не подлежит. Но не стоит заранее думать, что авиакомпания заплатит вам явно меньше, чем полагается. Солидные авиакомпании дорожат своей репутацией и заинтересованы в клиентах.
Ситуация четвертая:
Перепутали.
Вы стоите в аэропорту возле транспортной ленты и ждете, когда появится родной чемодан. Чемодан появляется, Вы его подхватываете и уезжаете. Уже дома, приступив к раздаче сувениров, выясняется, что чемодан вовсе не ваш, хотя похож. Если Вы порядочный пассажир, то немедленно отправитесь обратно в аэропорт и сдадите чужой чемодан в представительство авиакомпании, которая Вас привезла. Там Вы либо лицом к лицу встретитесь с законным владельцем прихваченного вами чемодана, либо отдадите чужой багаж с рук на руки сотрудникам авиакомпании. Что касается вашего багажа, то варианта два. Либо он будет ждать вас в офисе авиакомпании, либо его тоже кто-то по ошибке прихватил. В этом случае остается только сообщить представителям авиакомпании свой адрес или телефон, а они уже займутся поиском.
Для того,чтобы не произошла данная ситуация не забывайте проверять номер багажа на чемоданах и сумках с номером на посадочном талоне.
Что делать, если потерян посадочный талон
Многих туристов в аэропорту настигает чувство «отпуска» и они расслабляются, ведь на рейс уже зарегистрировались, паспортный контроль пройден, сумки служба безопасности проверила и все, казалось бы, в полном порядке. Вот тут-то, между очередным дьюти-фри и комнатой для курения и настигает их подлинный кошмар путешественника. Что делать туристу, если за полчаса-час до вылета он в «чистой зоне» внезапно обнаруживает пропажу посадочного талона?
Такие случаи далеко не редкость. Кто-то выпил лишнего и забыл свой талон на проверке безопасности и тогда, вот счастье, его еще можно вернуть. Кто-то способен потерять посадочный, просто перенервничав или выбросив его с ненужными бумажками и бутылкой воды в урну. Далеко не все знают, что нужно делать в таком случае, а нечистые на руку мошенники могут воспользоваться наивностью наших туристов.
Подобный случай произошел не так давно в Домодедово на рейсе ГТК «Россия», пишут на форуме avia.ru. Девушка, потерявшая посадочный талон, обратилась за помощью к представителю авиакомпании, а тот уверил пассажирку, что иначе, как оплатив билет снова, ей не улететь. Представитель взял у пассажирки 8500 рублей, якобы за оформление нового билета, расписки не выдал и отправил в самолет, где девушку, конечно, посадили на ее же, оплаченное дважды место.
Отметим, что если турист уже зарегистрирован на рейс, все данные о нем хранятся в компьютере и можно распечатать талон повторно у стойки регистрации. Кроме того, на выходах на посадку лежат ручные посадочные, как раз на случай выписки дубликата при утере, так что правильнее всего будет подойти к стюардессам, проводящим посадку пассажиров в самолет еще до ее начала, объяснить ситуацию и попросить выписать посадочный еще раз. У туриста проверят паспорт и выпишут вручную новый талон.